Впервые жители Курской области увидят собрание произведений из коллекции Государственного Эрмитажа

20 Сентября 2018

Выставка «Радость для всех чувств. Западноевропейский натюрморт XVI-XIX веков» проходит в Курске в рамках фестиваля искусств АРТ-ОКНО, учрежденного благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».

С 19 сентября по 11 ноября 2018 года в Курской государственной картинной галерее имени А.А. Дейнеки проходит выставка «Радость для всех чувств. Западноевропейский натюрморт XVI-XIX веков» из собрания Государственного Эрмитажа. В официальном открытии приняли участие Губернатор Курской области Александр Николаевич Михайлов, генеральный директор УК «Металлоинвест» Андрей Владимирович Варичев и заместитель директора благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Фатима Рафиковна Мухомеджан, а также куратор выставки — Сергей Олегович Андросов.

В составе экспозиции, посвященной одному из самых интересных жанров живописи, — натюрморту — более сорока произведений ведущих художественных школ Западной Европы XVI-XIX веков: Фландрии, Голландии, Италии, Германии и Франции.

Выставка дает возможность составить яркое представление о своеобразии жанра, его главных особенностях, позволяет продемонстрировать многообразие тем и мотивов, характеризующих старый европейский натюрморт, и показать устойчивость его типов в европейском искусстве.

Изображения объектов «живой» и «неживой природы» — цветов, плодов, дичи, рыбы, домашней утвари — это образцы «классического» старого европейского натюрморта, основные типы которого оформились в XVII столетии. В это время молодой жанр европейского искусства достиг вершины популярности и переживал свой «золотой век». Термин «nature morte» (буквально — «мертвая природа») вошел в употребление лишь в середине XVIII столетия во Франции. В XVII веке картины с изображением всевозможных предметов повседневного обихода, сервированного стола, цветов и так далее именовали описательно — по главному мотиву композиции. В наибольшей степени термину «stilleven» отвечают разнообразные настольные натюрморты: «завтраки», «закуски», «десерты», представляющие собой варианты созданного голландскими живописцами XVII века типа картины, в которой накрытый стол со скромной или изысканной едой становится главным объектом изображения. Композиции этих произведений ограничены небольшим количеством предметов и носят камерный характер.

Мастера «золотого века» натюрморта любили изображать изделия из серебра, китайского фарфора, изящно украшенные бокалы, стеклянные сосуды для вина и экзотические фрукты. Подобные композиции получили название «роскошный натюрморт», демонстрирующий богатство, великолепие, изобилие. Среди них картина «Омар, устрицы и фрукты на столе» кисти фламандского живописца Иориса ван Сона (1623-1667).

Другим распространенным в XVII столетии видом натюрморта является «Vanitas» (лат. «суета сует») — аллегорическая композиция, главным элементом которой являлся человеческий череп — напоминание о быстротечности жизни, бренности материальных благ. Представленный на выставке «Череп в нише» немецкого живописца Бартоломеуса Брейна Старшего (1493-1555) позволяет показать истоки самой темы «vanitas» в европейском искусстве.

Мысли о конечности земного существования входят и в образную структуру других видов натюрморта, например, «ночного» натюрморта, образцом которого является картина Кристиана Янса ван Стрипа (1633\34-1673) «Цветы, бабочки и ящерица».

Выставка подготовлена Отделом западноевропейского изобразительного искусства (ОЗЕИИ) Государственного Эрмитажа.

Куратор выставки Сергей Олегович Андросов — доктор искусствоведения, заведующий сектором отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, член-корреспондент РАЕН, член учёных советов Государственного Эрмитажа, Академии художеств и Государственного Русского музея, член Атенео Венето (Венецианской академии искусств), Академии художеств в Карраре (Италия). Автор книг о творчестве Бернини, Фоджини, Альгарди и других исследований в области истории итальянской скульптуры XV-XVIII веков, знаток культуры петровской эпохи.

Подписаться на новости