Шедевры Эрмитажа стали ближе для жителей Белгородской области

24 Ноября 2018

Уникальная выставка «Радость для всех чувств. Западноевропейский натюрморт XVI—XIX веков» открылась 24 ноября в Белгородском Государственном художественном музее в рамках фестиваля искусств АРТ-ОКНО. В течение трёх месяцев жители Белгородской области смогут увидеть 41 картину из собрания Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург).

Натюрморт с итальянского переводится как мёртвая природа. Однако живопись, которая сейчас доступна для обозрения белгородцам, мёртвой назвать нельзя. Она живая! Даже спустя века, рассматривая удивительно точно изображённую рыбу и лук, словно ощущаешь резкий запах этих продуктов, а сочный лимон рождает во рту вкус кислинки. Но выставка «Радость для всех чувств» это не только яства и цветы, а значительно больше… Большинство из этих картин в постоянной экспозиции Эрмитажа не увидеть, для выставки они подбирались особенно тщательно.

– Мы изучили историю Белгородчины. Ваш край славится сельским хозяйством, потому в качестве сюжета выставки мы предложили натюрморт, – рассказал Сергей Андросов, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа. – Эта экспозиция достаточно полно позволяет представить нашу коллекцию натюрморта, показать его основные направления и школы.

Красота спасает мир
Искусствоведы говорят, живопись отражает исторические события. Натюрморт зародился в Голландии и как самостоятельный жанр получил развитие именно там. На выставке представлены фламандская, голландская, итальянская и немецкая школы. Почему так разительно отличается фламандская и голландская живопись? В XVII веке, освободившись от испанского влияния, Голландия стала протестантской страной, а Нидерланды – католической. Это повлияло и на развитие натюрморта. Голландцы начали изображать простые закуски вроде селёдки, хлеба, привычных фруктов, а фламандцы – роскошь: устрицы, омары, средиземноморские фрукты…

На полотнах мы также видим яркого попугая, обезьяну (с человеческими глазами, что неспроста!), охотничьих собак, рептилий… При этом животные и птицы прописаны настолько реалистично, что владельцы собак подметили: «Абсолютно точно передан взгляд собаки, естественность позы и настороженность во время охоты!». А охотничьи трофеи так натуральны, что некоторые передёрнули плечами, разглядывая битых зайцев, лис и свежую рыбу. Это жизнь того времени, то, чем гордились и стремились запечатлеть на память.

Тема vanitas (аллегорический натюрморт, композиционный центр которого – человеческий череп) представлена самой старинной картиной выставки – работой Бартоломеуса Брейна Старшего «Череп в нише». Это настоящая trompe-l'oeil, или обманка! Умелое распределение света и тени, ловкость работы с перспективой позволили художнику ещё в XVI веке создать оптический эффект, который рождает желание поправить завернувшийся уголок надписи на картине.

Также на выставке нашли отражение и библейские сюжеты в окружении цветочных гирлянд. Картины наполнены символами, которые, как загадки, прячут замысел художника. Восхищён был выставкой и митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн:

– Говорят, красота спасает мир. Когда обращаешься к красоте, написанной 400 лет назад, происходит прикосновение к способу мышления тех людей. Это своеобразное окно в мир сознания. Настоящее творчество проверяется веками. И работы, которые мы видим на этой выставке, прошли проверку временем.

Внимательное знакомство
Эрмитаж редко «путешествует» по музеям страны, предпочитая экспонироваться в своих представительствах. Уникальную выставку готовили больше года, и событие состоялось в рамках фестиваля искусств АРТ-ОКНО, учреждённого благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», и соглашения о социально-экономическом партнёрстве Металлоинвеста с Белгородской областью.

Это не просто дорогостоящий проект – доставить шедевры живописи в отдалённые от северной столицы места – сложность заключается в том, что Эрмитаж предъявляет высокие требования к системе вентиляции, кондиционирования и безопасности помещений. И Белгородский художественный музей соответствует им. Замдиректора фонда «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан считает, знакомство с искусством в подобных условиях особенно полезно:

– Туристы в Санкт-Петербурге зачастую посещают Эрмитаж для галочки: невозможно изучить богатую коллекцию этого всемирно известного музея за день. А здесь мы видим лишь часть шедевров, но способны понять их ценность – это вдумчивое и внимательное знакомство с искусством.

Маргарита Шарковайте, сотрудник белгородского литературного музея:

– Потрясающая выставка! Это событие в культурной жизни и Белгорода, и всей области. Не выезжая за пределы области, мы можем полюбоваться высоким искусством, сравнить его с современным. Меня вдохновляют такие выставки, думаю, приду не раз: хочу в спокойной атмосфере подробно рассмотреть все работы. Испытываю трепет, стоя рядом с полотном и осознавая, что художник касался его кистью несколько веков назад. Это невероятно.

Дмитрий Бальцун, аспирант БГТУ имени В.Г. Шухова:

– Учусь на химика, но пришёл на выставку, потому что интересуюсь историей и живописью. Сам тоже пробовал писать картины, правда, акварелью и пока выходит не очень. Есть к чему стремиться, нужно уделять этому больше времени. Интересно, что большинство картин написано, как бы в полумраке и многие изображают быт. Я остался доволен выставкой, обязательно посоветую посетить её знакомым и друзьям.

Айсун Гусейнова, студент БГИИК:

– Не могу даже передать, как сильно обрадовалась, когда узнала, что в наш город приезжает выставка из Эрмитажа! Давно мечтаю побывать в Питере и в этом музее, и частично моя мечта сбылась. Учусь на дизайнера и ещё не научилась даже правильно передавать светотень, а здесь вижу такие реалистичные, мастерски написанные картины. Я в восторге от выставки!

Текст: Ольга Ульянова

По материалам портала gubkin.city

Подписаться на новости