09 Декабря 2018
… На пустой тёмной сцене — большой, освещённый фонарями каменный стол, за которым шесть человек. Пять женщин и мужчина. Они ведут диалог между собой, глядя, в основном, в зрительный зал.
Необычную постановку по мотивам пьесы немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Камень» привёз в Старый Оскол Драматический театр на Васильевском. Гастроли театра состоялись в рамках фестиваля искусств АРТ-ОКНО, учреждённого благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».
Несмотря на статичность действия и практически полную неподвижность героев, на сцене в течение часа постепенно разыгрывается настоящая драма, происходящая в обычной немецкой семье. В тридцатые годы они приобрели дом, где до этого жили евреи, потом — семья Вольфганга Хайзинга, связанная с нацистами, затем — граждане Восточной Германии, и спустя годы сюда вернулись родные уже покойного Вольфганга. Запутанный сюжет, охватывающий несколько ключевых моментов в жизни Германии, переносит зрителей из 45-го года в довоенное время, затем к крушению Берлинской стены и воссоединению ГДР и ФРГ, и вновь назад, когда страна распадалась на две части… Сложно не заблудиться в хронологии происходящих событий, тем более, что единственной подсказкой служит быстрое перевоплощение и диалоги актеров, которые хоть и сидят за одним столом, но живут в разных временных рамках.
Минимум выразительных средств использовал в своей постановке режиссёр Денис Хуснияров. Одинаковая униформа, стол и…камень. Его когда-то бросили в окно дома, якобы из-за того, что Вольфганг Хайзинг помогал евреям. Кстати, камень — самый настоящий, принесённый режиссером с одной из улиц Санкт-Петербурга на Васильевском острове, где, по легенде, после блокады складывали замёрзшие останки погибших ленинградцев.
— Тема войны касается всех людей, и неважно, немецкая это семья, русская или какая-то другая, потому что во время войны страдают все, — говорит режиссёр постановки Денис Хуснияров. — Драматург Мариус фон Майенбург написал пьесу о том, как его страна в послевоенное время жила во лжи. Люди скрывали настоящее прошлое, потому что уронить лицо было больно и некрасиво, и так целое поколение выросло во лжи. Мне кажется, автор пьесы совершил героический поступок, показав свой народ с нелицеприятной стороны и произведя своего рода линчевание над самим собой. Поэтому мы взяли эту пьесу и решили проанализировать, посмотреть, а как же было по-честному? Оказалось, — некрасиво, неприятно и стыдно. Спектакль, действительно, сложно смотреть, и я очень благодарен оскольской публике, которая очень хорошо приняла нашу постановку. Старый Оскол оказался театральным городом, у вас замечательный театр и ещё более замечательные зрители.
Всё время, пока шёл спектакль, в зале стояла гнетущая тишина, и, по признанию многих зрителей, покидали театр они с каким-то тяжёлым чувством, молчаливые и задумчивые. Мнения о неоднозначной постановке у людей сложились разные, но главное, что никого она не оставила равнодушным, старооскольцы были одинаково уверены в одном — посмотреть пьесу стоило.
Ирина Милохина
Фото Валерия Воронова и пресс-служба Театра на Васильевском
По материалам портала oskol.city