Лекция «Когда б вы знали, из какого сора»

Фонд «Искусство, наука и спорт» в рамках культурной платформы АРТ-ОКНО приглашает на четвертую лекцию цикла публичных чтений «Съедобное-несъедобное. Еда, предмет и хлам в мировом искусстве», начатого весной 2020 года в Курской картинной галерее.

Для второй половины ХХ века ключевым понятием изобразительного искусства становится объект. Иногда это просто бытовой предмет, выведенный из своего привычного контекста, а порой – откровенный мусор, использованный художником, обретает свою вторую жизнь в качестве произведения искусства. В своей лекции искусствовед Наталья Толстая будет вести речь в основном о скульптуре и ее вариантах – объекте и инсталляции.

В начале XX века, предметы, вернее их части, начинают вторгаться в художественное произведение, становясь его частью, и, в конце концов, полностью заменяя его. «Мусорные» элементы вошли в изобразительное искусство, и в результате возникли новые его виды – коллаж, ассамбляж, инсталляция, которые иногда можно перепутать с реальным мусором. Курьезные случаи, когда в роли художественного критика выступала уборщица, кстати, не единичны.

Сегодня, когда количество производимых человечеством отходов возрастает с каждым годом, проблема их переизбытка и необходимости переработки приобрела огромное значение, порой окрашиваясь социальной напряженностью и даже становясь аргументом в политической борьбе. Современное искусство не может стоять в стороне от насущных проблем человечества, превращая отходы в тему, источник, наконец, в материал. Вторая часть лекции будет посвящена искусству ХХ — ХХI веков, таким художникам, как Арман, Сезар, Спёрри, Клас Ольденбург, художникам группы YBA (Молодых британских художников), Никите Гашунину, Илье Кабакову, Владимиру Архипову, Алексею Благовестнову.

Продолжительность лекции: 1 ч. 30 мин.
Телефон для справок Курской картинной галереи: (4712) 58-55-91

На фото: Никита Гашунин, Дикие звери, 1997

Справка

О спикере

Наталия Владимировна Толстая — директор Научно-исследовательского института Российской Академии художеств, член-корреспондент РАХ