Лекция «Предмет как собеседник»

Фонд «Искусство, наука и спорт» в рамках культурной платформы АРТ-ОКНО приглашает на третью лекцию цикла публичных чтений «Съедобное-несъедобное. Еда, предмет и хлам в мировом искусстве», начатого весной 2020 года в Курской картинной галерее.

Лекция посвящена тому, как руины и обломки предметов из объекта изображения превратились в часть художественной ткани изображения, а затем завоевали автономное положение в изобразительном искусстве ХХ века. На примере классической живописи и искусства авангарда искусствовед Наталия Толстая проследит приключения предмета в картине.

Многое из того, что известно о прошлом планеты и населявших её в разное время народов, рассказали археологические находки, часть которых составляет найденные отходы производства или даже просто помойки, где археологи находили и орудия труда, и ритуальные объекты, и предметы повседневного быта, например осколки посуды, бусины, деньги. В классическом изобразительном искусстве мусора практически не найти – здесь каждый изображенный в картине предмет, как правило, неслучаен и осмыслен. Валяющиеся на земле предметы в картинах Брейгеля, натюрморт из объедков в «Свежем кавалере» Павла Федотова или детали в живописных и графических сериях Уильяма Хогарта – все имеет свой поучительный символический смысл.

В начале XX века предметы, вернее их части, начинают вторгаться в художественное произведение. Считается, что первыми здесь были кубисты – Жорж Брак и Пабло Пикассо, которые начали приклеивать на свои картины куски газет и бумажные этикетки, но еще раньше, в конце 1890-х- начале 1900-х годов Огюст Роден придумал свои скульптурные “ассамбляжи”, для которых использовал античные керамические сосуды и их сохранившиеся фрагменты, к которым он добавлял собственные маленькие гипсовые фигурки, что давало эффект рождения нового образа из соединения двух.

Продолжительность лекции: 1 ч. 30 мин.
Телефон для справок Курской картинной галереи: (4712) 58-55-91

На фото: Пабло Пикассо, Бутылка Сьюз, 1912 (фрагмент)

Справка

О спикере

Наталия Владимировна Толстая — директор Научно-исследовательского института Российской Академии художеств, член-корреспондент РАХ

Галерея

Подписаться на новости