Лекция «Авангардная музеология и значение культурной роли музейных практик 1920-х-1930-х годов»

Лекция «Авангардная музеология и значение культурной роли музейных практик 1920-х-1930-х годов» в рамках образовательной программы «Лаборатория кураторских практик: Старый Оскол. Культура 2.0», подготовленной культурной платформой АРТ-ОКНО совместно с Московским музеем современного искусства

Авторский термин «авангардная музеология» возник в ходе изучения лектором советских музейных проектов 1920-х-1930-х годов. Авангард – это не только искусство, которое претендует на исключительную визуальную или концептуальную новизну. Авангардно то искусство, которое претендует на выход за границы искусства. Главной институцией искусства понимается музей – «архив» и, одновременно, место производства искусства, поддерживаемое и воспроизводимое арт-сообществом (художниками, искусствоведами, арт-критиками и кураторами). И таким образом, согласно авторскому определению «авангардная музеология – это в некотором роде парадокс, потому что предполагает выход самого музея за свои собственные границы». На лекции будет рассмотрено понимание данного парадокса с точки зрения различных знаковых сюжетов авангардных музейных проектов.

«Лаборатория кураторских практик» – программа, направленная на углубленное изучение методов проектной работы и специфики кураторской деятельности в условиях регионального контекста. Содержание курса выстроено таким образом, чтобы он был интересен и полезен и участникам программы «Менеджмент в культурной сфере: стратегии успеха» 2019 года, и тем, кто присоединится к образовательному процессу в новом году.

Подробнее об образовательной программе «Лаборатория кураторских практик: культура 2.0 Старый Оскол»

Справка

О спикере

Арсений Жиляев – художник, который родился в Воронеже, и в настоящее время живет и работает в Москве и Венеции. В своих проектах обращается к наследию советской музеологии, а также интерпретации музея в философии русского космизма. Работы Арсения Жиляева показывались на биеннале в Кванджу, Ливерпуле, Лионе и Люблянской триеннале, а также на выставках в Центре Помпиду в Париже; де Аппель, Амстердам; HKW, Берлин. Является редактором антологии «Авангардная музеология» (e-flux, V-a-c Press, University of Minnesota Press, 2015). Выступал с лекциями и мастер-классами в MoMA (Нью-Йорк), Brooklyn Museum, Tate Modern, Whitechapel (Лондон), Princeton University (Нью-Джерси), City University New York, МГУ имени М.В. Ломоносова и РГГУ (Москва).

О Московском музее современного искусства (ММОМА)

Московский музей современного искусства – первый в России государственный музей, специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. Сегодня ММОМА является одним из самых активных участников художественной жизни страны и располагается на шести площадках. В самом сердце столицы – на Патриарших прудах – открыт Образовательный центр, где можно посетить открытую библиотеку по искусству, музейное кафе, детский и взрослый лектории и увидеть работы из масштабной коллекции ММОМА.

Приоритетными направлениями деятельности Музея также являются просвещение в сфере искусства, поддержка молодых художников, собственная издательская программа и разработка инклюзивных проектов. Образовательные инициативы ММОМА направлены на укрепление и поддержание единого художественного ритма страны, как среди профессионалов, так и среди широкого круга посетителей.