Лекция куратора, художника Натальи Смолянской в рамках образовательного проекта «Менеджмент в культурной сфере: стратегии успеха» культурной платформы АРТ-ОКНО и Московского музея современного искусства в Новотроицке
Сфера культурного проектирования – это открытая деятельность, которая формируется при учете современных подходов к курированию различных проектов. Наряду с этим, культурное проектирование строится при внимании к методам выхода за пределы одной дисциплины и особенностям межинституциональных коммуникаций.
Как современный выставочный проект помогает проанализировать современную культурную ситуацию? Насколько актуальное искусство далеко от обычного зрителя? Заигрывает ли оно с ним или старается просветить, расширить его кругозор? Наряду с этим будут проанализированы современные подходы к курированию выставок. Все эти аспекты в доступной форме будут рассмотрены в ходе встречи.
Подробнее об образовательной программе
Наталья Смолянская — философ, куратор и художник. Доцент кафедры кино и современного искусства ФИИ РГГУ. В 2007–2013 руководила исследовательской программой в Международном колледже философии, Париж. В настоящее время работает вместе с кураторской группой «Войти и разрешить» и совместно с ЦТИ Фабрика над одноименным междисциплинарным проектом, посвященным локальной памяти, личным историям и коммуникации художественных и городских сообществ.
Московский музей современного искусства — первый в России государственный музей, целиком специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. Музей открыл свои двери 15 декабря 1999 года при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры города Москвы. Основателем и директором музея стал Зураб Церетели, Президент Российской Академии художеств. Его личная коллекция, состоявшая более чем из 2000 работ известных художников XX века, положила начало музейному собранию. Позднее фонды музея значительно пополнились, и в настоящее время это одно из самых представительных собраний отечественного искусства XX столетия.
Собрание музея представляет основные этапы развития авангарда. Большая часть коллекции состоит из произведений российских авторов, однако в экспозиции есть и работы зарубежных художников: графические листы Пабло Пикассо, Фернана Леже, Хуана Миро и Джорджо де Кирико, скульптуры Сальвадора Дали, Армана и Арнальдо Помодоро, живопись Анри Руссо и Франсуазы Жило, инсталляции Юкинори Янага.
Ядро коллекции музея составляют произведения классиков русского авангарда начала ХХ столетия. Многие работы, приобретенные на аукционах и в галереях Европы и США, были возвращены на родину из-за рубежа. Среди них полотна Казимира Малевича, Марка Шагала, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, Аристарха Лентулова, Владимира Татлина, Павла Филонова и Василия Кандинского, скульптуры Александра Архипенко и Осипа Цадкина. Кроме того, музей гордится своим уникальным собранием работ грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани. Внушительный раздел экспозиции посвящен творчеству художников-нонконформистов 1960–1980-х годов.