Лекция «Культурное производство: взаимодействие профессионалов и любителей»

Лекция Натальи Смолянской в рамках образовательного проекта культурной платформы АРТ-ОКНО и Московского музея современного искусства в Новотроицке

Культурное производство – это процесс формирования активного восприятия и выстраивания коммуникации с аудиторией и местными сообществами. Данная деятельность предполагает учет изменений в социальной жизни в сфере современной культуры. Сегодня искусство все больше выходит в социальное пространство – многие актуальные практики искусства осмысляют в своей работе опыт повседневности.

В ходе встречи мы рассмотрим, как создавать совместные культурные проекты, а также как они могут быть связаны с нашим повседневным опытом: историей семьи, самодеятельными инициативами наподобие домашнего театра, кружков пения или изучения языка.

Наряду с этим мы рассмотрим, как любитель, интересующийся искусством, может взаимодействовать с профессионалом? Кто и как может инициировать проект? Как создать группу по работе над проектом? Эти вопросы мы обсудим в диалоге с аудиторией, принимая во внимание опыт различных проектов: исторический, международный и наш собственный.

Справка

О спикере

Наталья Смолянская — художник и теоретик искусства, кандидат философских наук, куратор выставочных проектов (Москва).

О Московском музее современного искусства (ММОМА)

Московский музей современного искусства — первый в России государственный музей, целиком специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. Музей открыл свои двери 15 декабря 1999 года при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры города Москвы. Основателем и директором музея стал Зураб Церетели, Президент Российской Академии художеств. Его личная коллекция, состоявшая более чем из 2000 работ известных художников XX века, положила начало музейному собранию. Позднее фонды музея значительно пополнились, и в настоящее время это одно из самых представительных собраний отечественного искусства XX столетия.

Собрание музея представляет основные этапы развития авангарда. Большая часть коллекции состоит из произведений российских авторов, однако в экспозиции есть и работы зарубежных художников: графические листы Пабло Пикассо, Фернана Леже, Хуана Миро и Джорджо де Кирико, скульптуры Сальвадора Дали, Армана и Арнальдо Помодоро, живопись Анри Руссо и Франсуазы Жило, инсталляции Юкинори Янага.

Ядро коллекции музея составляют произведения классиков русского авангарда начала ХХ столетия. Многие работы, приобретенные на аукционах и в галереях Европы и США, были возвращены на родину из-за рубежа. Среди них полотна Казимира Малевича, Марка Шагала, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, Аристарха Лентулова, Владимира Татлина, Павла Филонова и Василия Кандинского, скульптуры Александра Архипенко и Осипа Цадкина. Кроме того, музей гордится своим уникальным собранием работ грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани. Внушительный раздел экспозиции посвящен творчеству художников-нонконформистов 1960–1980-х годов.