27 Января 2019

Железногорцы обучились искусству рассказывать интересные истории

26 и 27 января спектакли в жанре «сторителлинг» прошли в Железногорске в рамках культурной платформы АРТ-ОКНО – проекта фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».

На сцене – два актёра (Константин Кожевников и Матвей Матвеев), играющие спектакль «Нильс Всемогущий» по мотивам сказки Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Из декораций только стул, шляпа, стопка бумаг, свёрнутая трубочкой и шарф, лишь однажды выполняющий роль лисьего хвоста. Неужели с помощью стол нехитрого антуража можно увлечь зрителя? Из стороннего наблюдателя превратить в активного участника спектакля? Ещё как можно! Если играть спектакль в жанре «сторителлинг».

Зрители стали артистами

Это направление сейчас на пике популярности. Но железногорскому зрителю до встречи с актёрами проекта «Студия историй», побывавшими в городе в рамках культурной платформы АРТ-ОКНО, он знаком не был. Увидев его однажды, они влюбились в него навсегда.

— Спектакль прошёл на одном дыхании. Жанр, в котором сыграны постановка, мне в новинку, но, тем не менее, очень понравился. Приятно, что в зале много детей. Я работаю учителем начальных классов и теперь сама попробую рассказать своим ученикам новый учебный материал в жанре сторителлинга, — с восторгом говорит Галина Забелина.

Став зрителем «Нильса Всемогущего», Галина Ивановна примерила на себя актёрское амплуа, сыграв роль уточки Акки. Актёры очень тонко психологически оценили зрителей и дали возможность и взрослым, и детям почувствовать свою важность в разыгрываемой истории.

Во время спектакля нашлось время и для обсуждения очень важного вопроса: стоит говорить другим неправду или нет, и кто лжёт больше – взрослые или дети. Мнения разделились, но этот приём помог зрителям ещё больше вовлечься в происходящее на сцене.

- Нам важна обратная связь от тех, кому мы рассказываем историю. Мы берём сказку, дополняем её собственным опытом и передаём это зрителю, - поясняет актёр театра «Студия историй» Константин Кожевников.

А ещё в спектакле нет чёткого распределения по ролям. Так, гуся Мартина актёры играли по очереди. И, кажется, образ от этого стал только глубже.

- Мне по интонации понравился Мартин. Он такой интересный! Именно характер гуся очень понравился, я бы сам хотел его сыграть, - говорит юный зритель Матвей Бабин.

Благодаря таланту актёров, их умению вовлечь в диалог зрителя любого возраста, всем, кто находился в зале, передавались эмоции и оптимизм персонажей истории.

- Мне понравилось, было очень весело, - говорит пятилетний Миша Демин, сыгравший гусёнка.

- Благодаря культурной платформе АРТ-ОКНО мы можем увидеть то, что зрители видят только в столице. Очень хотелось бы, чтоб в нашем городе было ещё больше таких замечательных мероприятий, - уверена Кира Демина, мама Миши.

Кроме того, железногорцы смогли увидеть не только спектакли в новом формате сторителлинга «Нильс Всемогущий» и «Сказ о Петре и Февронии», но ещё стать участниками мастер-класса «Сторителлинг в театре и жизни».

Что же такое сторителлинг?

На следующий день после премьеры «Нильса» железногорцы смогли сами попробовать себя в искусстве сторителлинга – в этом им помог мастер-класс, проведенный Константином Кожевниковым.

…Как изобразить походкой ритм жизнь в Токио? Или обозначить движениями рук хрупкую фарфоровую вазу? Как живо и интересно пересказать слушателям случай из чужой жизни, чтобы тебя слушали, затаив дыхание? Ответ прост и сложен одновременно: нужно максимально раскрепоститься и раскрепостить того, перед кем планируешь выступать – подобрать такие слова, показать такие движения и эмоции, которые станут близки всем участникам беседы. Чтобы каждый узнал в них себя или, как минимум, сумел провести параллель с собственной жизнью.

- Сторителлинг – действительно искусство, живое и увлекательное. Он потрясающим образом сближает посторонних людей и дарит целое море позитива, - поделился впечатлениями участник мастер-класса Иван Нащекин.

- Спектакль-сторителлинг существенно отличается от привычной постановки. Он проходит при минимальном количество костюмов и декораций. Мы стремимся к тому, чтобы необходимая картинка сложилась в воображении зрителя, как если бы мы были приятелями и просто рассказывали истории из собственной жизни, - пояснил Константин Кожевников.

Он провел свое занятие в виде игры – железногорцы должны были рассказать о том, что любят и о чем мечтают, а от чего стремятся держаться подальше. Должны были научиться взаимодействовать с незнакомыми им людьми и ясно, образно излагать свои мысли. Даже те, кто в начале мастер-класса чувствовали себя скованно, к концу занятия раскрепостились настолько, что покидали зал едва ли не лучшими друзьями.

- Я считаю, что элементы сторителлинга можно с успехом применять в повседневной жизни: образно высказывать собственные мысли, доходчиво делиться опытом с детьми и друзьями. Огромное спасибо культурной платформе АРТ-ОКНО за прекрасную возможность получить новые знания и навыки, - сказал Иван Нащекин.

- Мастер-класс получился удачным. Успех подобных мероприятий зависит от того, смогут ли его участники раскрыться или нет. В Железногорске к каждому упражнению чувствовался неподдельный интерес, а уж атмосфера во время занятия была просто потрясающей. Мы, актеры, искренне благодарны культурной платформе АРТ-ОКНО. Гастроли по городам присутствия компании «Металлоинвест» для нашей «Студии историй» - интересный и полезный опыт, - признался Константин Кожевников.

Текст: Юлия Ханина и Ольга Богатикова
По материалам портала zhel.city