27 Сентября 2018

Сторителлинг: история создаётся здесь и сейчас

Артисты московской «Студии историй» познакомили старооскольцев с жанром актёрского мастерства «сторителлинг». Два спектакля в #новомформате, а также мастер-класс прошли в рамках фестиваля АРТ-ОКНО, учреждённого благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».

В переводе с английского «storytelling» означает «рассказывание историй». Забегая вперёд, скажу: складывается впечатление, будто актёры этого жанра должны выкладываться не на сто, а на двести процентов. Дело в том, что здесь не используются декорации и спецэффекты, сценические костюмы и профессиональный грим. Артисты одеты в повседневную одежду и в их распоряжении лишь два инструмента — Слово и Действие. Но и с их помощью можно заворожить зрителя.

Актёры «Студии историй» Константин Кожевников и Анастасия Привалова в небольшом зале образовательно-выставочного центра «Железно!» выступили со спектаклями «Сказ о Петре и Февронии Муромских» и «Тайна Куликовской битвы». Здесь матово-чёрные стены и несколько рядов удобных стульев — ничего лишнего. Как раз то, что нужно мастерам этого жанра.

Зрители не успели заметить, как спектакль о Петре и Февронии закончился. Эта история сражения князя Петра со Змеем, отбиравшим силы у княгини. История о том, как шантаж простолюдинки перерос в великую любовь. История заговора бояр против неугодной Февронии. История о... Сколько же, однако, сюжетных линий в этом произведении древнерусской литературы и спектакле, созданном по его мотивам!

На небольшой импровизированной сцене два актёра. Оба играют по несколько ролей. Отсутствие костюмов и декораций не мешает рождению разных образов. Их рисует воображение зрителя, пока артисты, меняя интонацию, живой мимикой и движениями подсказывают, что нужно представить. Для детей это яркие сцены, для взрослых — иронические шутки вроде: «И вот в княжестве из-за заговора бояр сложилась сложная ситуация. А когда происходит любая неопределённость, на Руси всегда затевают пир!». При этом актёры вовлекали в спектакль и детей, отдавая им эпизодические роли. Например, девятилетний Ваня Михалёв успел сыграть стражника. После спектакля зрители от души аплодировали артистам, некоторые поделились впечатлениями.

— Спектакль получился комедийным, но при этом нёс историческую ценность и оказался очень познавательным. Жанр сторителлинга непривычен, но понравился тем, что диалог актёров со зрителями создал очень сильную энергетику в зале, — рассказала специалист ООО «МКС» Нина Кремлёва.

Татьяна Васильева привела на спектакль шестилетнюю дочку Юлю. Обычно детям нравятся положительные персонажи, но Змей в исполнении Константина Кожевникова, как оказалось, симпатию вызвал у многих:

— Все герои были такие смешные и весёлые! Особенно мне понравился Змей и тот момент, когда он прилетал к княгинечке и пытался забирать у неё силы. Я очень люблю сказки, потому что они интересные и всегда заканчиваются добром, — выдала Юля, удивив даже маму.

Инженер-конструктор Игорь Тамаревский колебался, брать ли лапочку-дочку на спектакль? Катюше всего 4,5 года, и её папа признался, что сложно было предположить, «усидит ли она и насколько ей это будет интересно». Но в итоге взял с собой.

— Кате настолько понравилось — прямо настоящая сказка! Так увлекательно рассказать сказку без декораций и ярких костюмов — это завораживает, — признался Игорь. А говоря о фестивале, он заметил: — Для нас это не первое знакомство с АРТ-ОКНО. И уже могу с уверенностью сказать, что создание такого фестиваля — замечательная идея: он привносит в нашу жизнь праздник.

Когда зал опустел, артисты тоже поделились впечатлениями от публики и рассказали о своём творчестве.

— Здесь потрясающая атмосфера и такие отзывчивые зрители! Мы волновались, как нас будут принимать, потому что у нас не совсем обычный формат. Но здесь чувствовалась такая сильная энергетика. Мы в восторге от старооскольцев! — призналась Анастасия Привалова.

Артисты рассказали, что образ героя во многом зависит от личности самого актёра и того, как он видит эту историю и что считает в ней наиболее интересным. Также в сторителлинге импровизации, пожалуй, больше чем где бы то ни было.

— Для актёра лучший партнёр — артист, выступающий с ним на сцене. А в этом жанре есть ещё один партнёр — зритель, — объясняет Константин Кожевников. — Сама история не меняется, но мы перестраиваем её подачу в зависимости от того, кто наш зритель. Чем он взрослее, тем образы, созданные нами, тоньше. А если в зале много детей, как, например, сегодня, — нужны яркие сцены, похожие на комиксы.

— Именно поэтому получается, что история создаётся здесь и сейчас, — добавила Анастасия.

Помимо спектаклей, артисты провели для старооскольцев мастер-класс «Сторителлинг в театре и в жизни». На нём участники учились актёрскому мастерству, а также умению придумывать истории и интересно их рассказывать. В июне в рамках фестиваля АРТ-ОКНО с жанром сторителлинга успели познакомиться и губкинцы, а в ноябре искусных рассказчиков ждут в гости новотройчане.

Ольга Ульянова
Фото автора
По материалам портала oskol.city