02 Сентября 2018

Мистика без мистики: Евгений Князев рассказал в Губкине оригинальную историю трёх карт

2 сентября в ЦКР «Форум» актёр театра имени Вахтангова Евгений Князев представил моноспектакль по повести Пушкина «Пиковая дама». Спектакль проходил в рамках сотрудничества фестиваля искусств АРТ-ОКНО с федеральной программой «Большие гастроли», которая знакомит зрителей с лучшими театральными проектами из разных регионов России и способствует развитию культурного диалога между регионами страны.

Понятно, что Пушкин — это Пушкин, «Пиковая дама» — это «Пиковая дама», Евгений Князев — это Евгений Князев. Тем не менее, до начала действа можно было услышать и сомнения: «Интересно, конечно, что мы сегодня увидим. Но не верится, будто здесь можно сказать нечто оригинальное, ведь по этому произведению сделано столько экранизаций, спектаклей, опера...», — поделилась женщина, не захотевшая, впрочем, представиться.

Зато Владимир и Ирина Харченко не сомневались, что постановка окажется очень интересной:

— Художественный фильм — это одно, а спектакль — совсем другое. Когда сам читаешь произведение — многое ускользает. Поэтому мы обязательно увидим что-то новое, чего не было в фильме. Ведь каждый актёр всегда имеет какое-то своё вИдение. Тем более нам очень нравится Князев, — рассказали супруги.

Надежда Гончарова, до декретного отпуска работавшая на Лебединском ГОКе, также шла на спектакль с предвкушением чего-то необычного, ожидая новых эмоций и впечатлений.

Судьба, а не мистика

«Пиковая дама» традиционно считается одним из самых мистических произведений великого русского поэта. Но Евгений Князев полагает, что в повести есть юмор, есть глубокий смысл, а вот той самой мистики — ни на грош, о чём он не раз говорил в интервью различным изданиям, повторил и нам:

— В произведении нет никакой мистификации, за исключением того, что старуха явилась во сне к Германну (кстати, если кто подзабыл — это не то имя, не то фамилия героя, о чём до сих пор ведутся споры, оканчивается на удвоенную «н», — прим.). Ну, так и нам порой что-то снится... Здесь маленький человек решил вступить с судьбой в спор, решил, будто он настолько крут, что может победить судьбу и сказать ей: «Я буду у тебя выигрывать!». И проиграл. Потому что с судьбой играть не надо. Надо жить той жизнью, которая тебе дана. Германн изначально всё делал правильно, он считал: «Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». А потом захотел получить излишнее. И проиграл всё. Но разве так не бывает в жизни? Направо и налево у каждого человека. Нет ни вечного богатства, ни вечной бедности. Сегодня так, — а завтра, глядишь, всё по-другому пошло...

Ну что ж, кому и рассуждать о мистике (а равно об её отсутствии), как не артисту, сыгравшему предсказателя Вольфа Мессинга! Однако некое волшебство в моноспектакле всё же присутствует — если не в самом произведении, то в игре Евгения Князева. Вы только представьте: пустая сцена, на ней лишь столик с минимумом предметов: книга, свеча, перо, бумага, письма, колокольчик. Выходит артист — и практически с первых его слов зал погружается в атмосферу Петербурга первой половины XIX века. Погружается — без какой-то возможности вынырнуть, стряхнуть наваждение, отвлечься от голоса рассказчика.

Невероятно, но факт

...Никаких трюков, никаких излишеств. Тембр, интонация, жест, взгляд, осанка, мимика — вот и все «инструменты». Ах, да, ещё «за кадром» звучит музыка, как бы помогая завершить, отшлифовать картину. Да, именно картину — ведь актёр представляет нам не просто образы.

Образы, конечно, невероятно рельефны, реалистичны и выразительны, это касается и главных, и эпизодических персонажей. Германн, поначалу довольно рассудительный, потом — взволнованный чудным «анекдотом», мечущийся, мрачный, потерявший рассудок... Таинственный, но смешной в своей «важности» граф Сен-Жермен... С трудом удерживающий лицо Чекалинский, из рук которого военный инженер чуть было не увёл в три дня громадные деньги... Юная ветреная графиня и её подкаблучник-муж, и та же графиня в почтенном возрасте — властная, вредная старуха, третирующая и слуг, и племянника, и свою молодую воспитанницу... И сама воспитанница — Лиза, Елизавета Ивановна — трогательная, такая мило-забавная в своей наивности... И знаете, что удивительнее всего? Рассказчик невероятно точно передал эмоции этой девушки, её смятение, сомнения, трепет! В сравнении со сценой написания первого любовного послания меркнет даже гротескная графиня, яростно трезвонящая в колокольчик и шамкающим сварливым голосом раздающая поручения направо и налево (в конце концов, самая лучшая Баба Яга советского кинематографа — это Георгий Милляр, а кому из актёров удавалось вот так вот представить образ юной барышни?).

Не менее завораживают сцены, разворачивающиеся благодаря мастерству рассказчика. Так и слышишь разноголосый трёп картёжников, лёгкую болтовню светского бала, чуть ли не кожей ощущаешь петербургскую промозглую слякоть, гулким эхом отдаются слова архиерея над усопшей графиней, запредельным ужасом веет от голоса приснившейся Германну покойницы, и обречённостью от бормотания съёжившегося сумасшедшего: «Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..»

Послевкусие

...Зрители аплодировали стоя. От имени губкинцев к Евгению Князеву обратилась замглавы администрации округа Светлана Жирякова:

— Каждый раз мы с нетерпением ждём, что же мы увидим в рамках фестиваля АРТ-ОКНО. И каждый раз мы восхищаемся, изумляемся, обогащаемся. Произошло это и сегодня. Уважаемый Евгений, Вы сегодня зал загипнотизировали. Спасибо вам огромное. Хочется поблагодарить и фонд Алишера Усманова, и Фестиваль за такие праздники.

За замечательный вечер поблагодарил артиста и председатель первичной профсоюзной организации Лебединского ГОКа, Борис Петров:

— Сегодня мы можем поздравить нас всех с праздником, который Вы нам подарили, порадовав таким оригинальным жанром, как моноспектакль. Я думаю, что мы долго будем вспоминать и обсуждать его. И конечно, у нас останутся только самые тёплые чувства.

Заместитель директора по социальным вопросам Лебединского ГОКа Андрей Замула отметил, что в зале присутствовали зрители не только из Губкина, но и из Старого Оскола, то есть из двух соседних городов, где проживают сотрудники предприятий компании «Металлоинвест»:

— Уважаемый Евгений Владимирович! Хочу поблагодарить Вас от имени Лебединского ГОКа и ОЭМК. Благодаря Вам мы пережили очень яркие эмоции! Многие читали книгу Пушкина, кто-то — в школьные годы, а кто-то позже. Но после того, что мы сегодня увидели, я осознал: каждому из нас предстоит переосмыслить, перечитать это произведение, найти то, что в столь блистательной, яркой, необычной манере представил сегодня Евгений Владимирович. Я хотел бы поблагодарить фонд «Искусство, наука и спорт» за то, создание замечательного фестиваля АРТ-ОКНО, который помогает нам делать замечательные открытия, видеть удивительный мир...

...Поделились впечатлениями от увиденного и губкинцы.

Надежда Азарова, руководитель вокального коллектива «Акцентик» призналась, что впервые присутствовала на моноспектакле, и её этот жанр очень удивил и поразил.

Андрей Тулинов, электромонтёр энергоцентра АО «ЛГОК» был поражён тому, как один человек полтора часа на сцене читал без перерыва, на разные голоса: «Рассказывать так, как он — это волшебно».

Евгений Князев — о Губкине, о стране, о культуре и о спектакле

...Моноспектакль — жанр особый, считающийся одним из самых сложных. Журналисты поинтересовались у Евгения Владимировича, как ему удаётся на протяжении полутора часов держать зал в напряжении, и насколько, по его мнению, постановка нашла отклик у губкинской публики?

— У нас в институте был преподаватель, режиссёр Пётр Наумович Фоменко, у меня с ним 4 или 5 спектаклей было сделано. И он говорил: «Те работы которые легко сделаны, зрителя волновать не будут. ...На сцене должно быть очень тяжело, и тогда это, может быть, дойдет до зала. Если ты хочешь большего — ты должен отдавать. ...Мне сегодня понравилась публика. Она была внимательна, слушала... Опять же моя задача — своей волей, своей энергией, своей мыслью заставить людей слушать. Если я этого не сделаю — никто меня слушать не будет.

...В биографии Евгения Князева есть несколько интересных моментов. Так, первое образование он получил по специальности «горный инженер». Так что многие зрители с полным правом могли обратиться к актёру со словом «коллега».

Артист рассказал, что нынешний его визит в город горняков — не первый. Около 35 лет назад он приезжал к нам вместе с Юрием Яковлевым и Василием Лановым со спектаклем «Три возраста Казановы» по пьесам Марины Цветаевой, тогда же побывал с экскурсией на карьере Лебединского ГОКа. И с того времени Губкин здорово изменился.

— Тогда ещё не было такого замечательного дворца, не было замечательной аллеи, по которой я сегодня с удовольствием прошёлся, не было кафедрального собора. Так много изменилось за эти, казалось бы, страшные годы, которые были у нас в стране, а так много нового сделано в этом городе. Я хотел бы вам пожелать, чтобы и вы, и ваши дети, и потомки, и вся Россия жила в покое. Чтобы залежей и запасов под землёй хватило на долгие годы, чтобы вы могли обогащать руду для того, чтобы хватило металла на обновление нашей страны, и она стала бы ещё лучше.

Евгения Князева впечатлили ярко окрашенные дома, фитоскульптуры мамонтов и медвежат на дереве, чистота улиц и приветливость губкинцев...

— Здесь есть производство, здесь есть работа, это важно. Потому что там, где этого нет, города засыхают, загнивают и пропадают. А Губкин развивается, и дай Бог ему развития, — пожелал артист.

Евгений Владимирович высоко оценил деятельность АРТ-ОКНА.

— Конечно, хорошо, что фестиваль занимается таким делом. Очень важно привозить в глубинку настоящее искусство, которое заставляет человека задуматься, а не подделку, не развлекательные однодневные спектакли. Ведь театр появился в V веке до нашей эры, в золотую пору развития Греции, для врачевания души. И я считаю, что он должен за собой такую миссию сохранять... Как учили нас в театральном институте, для того чтобы человек становился лучше, он должен знакомиться с какими-то шедеврами. Это необходимо для того, чтобы развивалась душа.

«Пиковая дама»: интересные факты

Повесть «Пиковая дама» написана А.С. Пушкиным в 1833 году. Интересно, что у старухи-графини был реальный прототип — известная в московском обществе «усатая княгиня» Наталья Петровна Голицына, мать московского губернатора. Её внук, молодой князь Голицын, как-то рассказал поэту, что сумел отыграться, поставив по совету бабки на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом.

В 1890 году по мотивам этого произведения П.И. Чайковский создал одноименную оперу, сюжет и герои которой здорово отличались от повести. Любопытно, что «Пиковая дама» неизменно ассоциируется у большинства из нас со строчкой «Уж полночь близится, а Германа всё нет», но на самом деле фраза не имеет ни малейшего отношения к Пушкину: эти слова в уста Лизы вложил автор либретто к опере — Модест Чайковский, брат композитора. А «на цитаты» музыкальное произведение растащили после экранизации именно оперы в 1960 году.

К слову, «Пиковую даму» в том или ином виде экранизировали не менее девяти раз! Первые два фильма (1910 и 1916 года) относятся ещё к эпохе немого кино. В 1922 году зрители увидели ленту, снятую в Венгрии, а в 1937 — французский вариант. Про версию 1960-го года мы уже вспомнили, затем были фильм Игоря Масленникова (1982 год) и фильм-спектакль Перта Фоменко (1987 год). В 1988-м Александр Орлов снял «Эти... три верные карты...», и, наконец, в 2016 году вышла «Дама Пик» Павла Лунгина. Среди картин были и снятые чуть ли не дословно по пушкинскому сюжету, и «осовремененные» истории.

Французский хореограф Ролан Пети поставил по одноименному литературному произведению два балета «Пиковая дама». И это не разные редакции одного и того же сценического произведения, а два совершенно разных балета, созданных одним хореографом на один и тот же сюжет. Один из них был поставлен в 1978 году, второй — в 2001 г.

Биографическая справка

Евгений Князев — ведущий актер Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова, театральный педагог, ректор театрального института им. Б. Щукина.

Сыграл целый ряд главных ролей в известных постановках прославленной труппы. Среди них — спектакли «Три возраста Казановы», «Зойкина квартира», «Без вины виноватые», «Маскарад», «Пристань», «Анна Каренина», «Улыбнись нам, Господи».

Снимался в таких известных фильмах и сериалах, как «Простые истины», «Маросейка, 12», «Пятый ангел», «Звезда эпохи», «Девять жизней Нестора Махно», «Монтекристо», «Вангелия». Широкое признание отечественных зрителей заслужила его работа в фильме о Вольфе Мессинге. Всего на счету Князева более пятидесяти ролей в кино и на телевидении.

Текст: Елена Светлая

Фото Александра Белашова

Источник: http://gubkin.city/news/culture/39729/?sphrase_id=5550