20 Ноября 2018

Магия трех карт. Моноспектакль «Пиковая дама» состоялся в Оренбурге

20 ноября фестиваль искусств АРТ-ОКНО представил в Оренбурге спектакль-монолог «Пиковая дама» народного артиста России, лауреата Государственной премии Российской Федерации Евгения Князева.

Моноспектакль по мотивам повести Александра Пушкина «Пиковая дама» состоялся в Оренбурге в рамках сотрудничества фестиваля АРТ-ОКНО, учрежденного благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», с федеральной программой «Большие гастроли». Программа знакомит зрителей с лучшими театральными проектами из разных регионов России и способствует развитию культурного диалога между регионами страны. Именно такой диалог состоялся у оренбургских зрителей с талантливым актёром Евгением Князевым, воплотившим на сцене целый ряд ярких образов, созданных русским классиком.

Магия таланта

Да, сегодня с помощью гаджетов можно онлайн посмотреть многие спектакли, но экран не может передать магию общения актёра с залом: момент, когда тихонько пробежал по залу лёгкий смех, как всё нарастающая одержимость Германна ощутима так, что кажется, воздух вокруг становится плотным и тяжёлым, а следом, словно дуновение лёгкого весеннего ветерка возникает образ влюблённой Лизы... Только находясь в зале, в эмоциональном диалоге с артистом, зритель ощущает этот эффект.

Вот перед нами предстаёт старая сварливая графиня, вызывающая слуг гневно сотрясая колокольчик... Вот Германн вначале скромный неказистый инженер, постепенно превращающийся в одержимого идеей безумца, демонически шепчущего графине «Старая ведьма! Так я ж заставлю тебя отвечать...» Вот образ Елизаветы Ивановны, расстроенной и одновременно радующейся тому, что свидание с Германном не состоялось... Минимум выразительных средств: черный задник сцены и лишь детали, характеризующие образы —колокольчик, очки, карманные часы на цепочке, курительная трубка, колода карт, но перед нами возникают узнаваемые образы. Кажется, меняются не только мимика и голос актёра, меняются его комплекция, рост, причёска, лицо... Нет, это не мистика — это высокое актерское мастерство и талант. Никакой мистики, как и в повести Пушкина, недаром в тексте не раз звучит слово «анекдот». Это анекдот о маленьком человеке, обуреваемом страстью и посмевшем спорить с судьбой:

— Про что «Пиковая дама»? Это произведение написано с юмором, там нет мистификации, за исключением того, что во сне явилась к Германну старуха. Ну так и нам порой что-то снится, — говорит создатель моноспектакля Евгений Князев, — Здесь маленький человек решил вступить с судьбой в спор, сказав: «Я буду у тебя выигрывать». С судьбой играть не надо. Не надо! Живи своей жизнью, которая тебе дана. Германн прежде никогда не играл, ибо считал, что состояние не позволяло ему «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее», а тут захотел получить излишнее. И проиграл всё. Разве так не бывает в жизни?

Общаясь с журналистами Евгений Владимирович рассказал, как публика воспринимает моноспектакль:

— Как учили нас в театральном институте, для того чтобы человек становился лучше, нужно смотреть на шедевры. Я считаю, что нужно читать Пушкина, смотреть хорошие фильмы, всё это делать необходимо! Для того чтобы развивалась душа.

Именно для того, чтобы жители российских регионов могли увидеть шедевры и лучшие культурные проекты, два года назад и был создан фестиваль АРТ-ОКНО. Об этой миссии мы говорили с Евгением Князевым после спектакля:

— Театр был создан в V веке до нашей эры в золотую пору развития Греции для врачевания души. И я нахожусь на той позиции, что он должен за собой такую миссию сохранять. Искусство способствует тому, чтобы человек задумался. «Пиковая дама» это, безусловно, искусство.